Финансы-Менеджмент-Маркетинг-Рынок Ценных Бумаг

Управление стоимостью: цель бюджетирования и продукт-ориентированного учета затрат

By • Янв 24th, 2010 • Category: Бюджетирование

• Обзор способов создания стоимости и ее значение для организаций.

• Объяснение причин уменьшения стоимости при использовании традиционных методов планирования и бюджетирования.

• Обсуждение использования процессно-ориентированного бюджетирования (ПОБ) — activity-based budgeting (ABB) и калькулирования затрат исходя из особенностей продукции или услуг (далее — продукт-ориентированный учет затрат) в качестве эффективных методов создания стоимости.

«Цель – создание стоимости»

Перед компаниями, которые осознают необходимость создания стоимости, встает вопрос о том, как ее оценить. Предприятия, ведущие коммерческую деятельность, традиционно определяют стоимость с помощью финансовых показателей, таких как прибыль, коэффициент Р/Е (отношение цены за акцию к прибыли), поток денежных средств и доходность собственного капитала. В последнее время в качестве меры стоимости, созданной организацией, стали использоваться показатели акционерной стоимости, такие как экономическая добавленная стоимость и рыночная добавленная стоимость. Цель использования любых финансовых показателей -дать возможность акционерам оценить полученные организацией финансовые результаты.

Для некоммерческих предприятий, таких как бюджетные учреждения и некоммерческие организации, подход к созданию стоимости аналогичен, но они используют как внутренние, так и внешние показатели стоимости. Применительно к этим организациям расчет стоимости основан на учете общей суммы затрат на достижение конечных результатов, например, на строительство скоростного шоссе или на реализацию социальной программы. Отдача измеряется отношением благ, полученных обществом, к сумме затраченных средств. Достижение тех же результатов, но при меньших затратах, так же как и производство тех же благ, но за меньшие деньги, увеличивает стоимость, так же как производство больших благ, но при тех же затратах, создает стоимость.

Кроме стоимости, которую оценивают при помощи финансовых показателей, и коммерческие, и некоммерческие организации создают нематериальную стоимость. Часто это находит свое выражение в форме создания интеллектуального капитала, связанного, например, с достижением более глубокого понимания процессов и увеличением потенциала инноваций. Создание нематериальной стоимости может также выразиться в форме более тесных взаимоотношений, например, взаимоотношений с потребителями, что проявляется в лояльности к бренду. Или в удовлетворенности персонала, проявляющейся в снижении текучести кадров. Несмотря на то, что при существующих системах бухгалтерского учета измерить такую стоимость трудно, большинство финансовых и производственных работников согласны с тем, что для оценки стоимости, создаваемой предприятием, они чрезвычайно важны.

В данной книге основное внимание уделяется созданию стоимости, которую можно выразить при помощи финансовых показателей. Будет рассмотрено, какими путями можно создать стоимость, а также почему организации уделяют такое большое внимание созданию стоимости.

Как создается стоимость

Стоимость создается в том случае, когда потребители хотят покупать производимые организацией товары или услуги. Чтобы создать продукт/услугу, представляющую ценность для потребителя, организация должна перевести свое видение в стратегию с поддающимися определению задачами. Стоимость создается в результате выполнения следующих задач.

• Приобретение или рост рыночной доли (А).

• Увеличение темпов роста продаж (Б)

• Увеличение нормы прибыли (В).

• Сокращение издержек (Г).

• Сокращение налоговых платежей в денежной форме (Д).

• Увеличение оборачиваемости активов (Е).

• Уменьшение стоимости капитала (Ж).

Приобретение или рост рыночной доли

Рост прибыли компании на протяжении определенного времени создает стоимость. Для обеспечения своего роста компании используют огромное количество способов, начиная с внедрения производства новых товаров и услуг и заканчивая заключением стратегических союзов и покупкой компаний-конкурентов. Это ведет к стабильности, и, таким образом, уменьшает риски для ключевых участников в результатах деятельности компании.

Считается, что компания со стабильными доходами имеет более высокую предполагаемую стоимость по сравнению с компанией, чьи доходы подвержены колебаниям, несмотря на то что более волатильная компания будет иметь более высокую среднюю норму прибыли. Это происходит потому, что стабильность уменьшает поправку на риск при расчете стоимости капитала.

Увеличение темпов роста продаж

Еще одним способом создания стоимости является увеличение объема продаж и выручки от реализации. Компании могут увеличивать темпы роста объемов продаж, предлагая потребителям новые или усовершенствованные товары и услуги. Способы «выхода на рынок» являются основной составляющей увеличения выручки от реализации компании. Некоторые из них могут включать в себя метод прямых продаж сложных и дорогостоящих продуктов и услуг или каналы дистрибуции для товаров сырьевого типа. Стратегия продаж переносится на стратегию организации производства продукта, например, изготовление под заказ, конфигурацию под заказ или изготовление под отгрузку. Маркетинг и управление продуктом играют ключевую роль в принятии решений о том, за счет чего можно улучшить итоговые показатели результата деятельности.

Увеличение нормы прибыли

Увеличение нормы прибыли является важным способом увеличения стоимости. Существует ложный стереотип, что увеличение выручки от реализации ведет к увеличению прибыли. Зачастую компании обнаруживают, что это происходит не всегда. Задача создания стоимости требует от компаний увеличения прибыли при росте выручки от реализации. Рост, основанный на увеличении объемов, может улучшить норму прибыли за счет сокращения неиспользуемых мощностей и распределения постоянных затрат на больший объем произведенной продукции. Однако многие компании обнаруживают, что увеличение объемов часто приводит к увеличению постоянных затрат, если мощности и заторы не контролируются должным образом. Чтобы исправить такое положение, компании должны разобраться в требованиях, предъявляемых потребителями, наметить цели по каждому продукту и организовать работу на уровне мировых стандартов с использованием минимально необходимых мощностей.

Сокращение издержек

Сокращение издержек — очевидный способ создания стоимости. Издержки включают в себя себестоимость проданных товаров и услуг (материалы, трудовые затраты и накладные расходы), коммерческие, общехозяйственные и административные расходы, расходы на НИОКР. Хотя сокращение расходов в любой из этих категорий может дать немедленный положительный эффект, необходимо проявлять большую осторожность, чтобы не нанести ущерба конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Например, существенное сокращение всех расходов на НИОКР приведет к уменьшению расходов, но может потенциально повлиять на выручку от реализации будущих периодов, если основной вид деятельности компании — вывод на рынок новых продуктов.

Сокращение налоговых платежей в денежной форме

Последний фактор создания стоимости, связанный с отчетом о прибылях и убытках, нацелен на снижение налоговых платежей в денежной форме. Необходимо обеспечить как можно более низкую, не противоречащую законодательству, эффективную ставку налогообложения, поскольку средства, перечисляемые в бюджет, нельзя использовать для развития компании. Менеджеры должны разбираться в налоговых последствиях своих решений, которые, в свою очередь, влияют на уровень потока денежной наличности и прибыли.

Увеличение оборачиваемости активов

Многие компании не уделяют должного внимания использованию активов в качестве способа увеличения стоимости. Оборачиваемость оборотного капитала (представляющего собой совокупность сумм денежных средств, дебиторской задолженности, запасов и авансовых платежей за вычетом сумм кредиторской задолженности) можно увеличить многими способами. Целью является сокращение оборотного капитала для высвобождения денежных средств для реинвестирования или возврата акционерам. Компании должны контролировать виды деятельности, связанные с оборотным капиталом, чтобы иметь необходимые средства тогда, когда они потребуются. Компании должны также контролировать интеллектуальные активы (которые также называют капиталом знаний). Для ряда организаций интеллектуальные активы, такие как патенты, торговые марки, отношения с потребителями и поставщиками, знание отраслевой специфики, обученный персонал и знание своей компании являются во многих отношениях намного более ценными, чем их основные средства.

Производительность активов оптимизирует активы, требуемые компании, сокращая, таким образом, объем капитала, требующегося для достижения более высокой нормы доходности и, таким образом, для создания стоимости.

Уменьшение стоимости капитала

Последний способ создания стоимости состоит в уменьшении стоимости капитала, что может быть достигнуто путем изменения финансового рычага и повышением предсказуемости чистой прибыли . В связи с тем, что акционерное финансирование является долгосрочным, а значит, более рискованным для инвестора, чем долговое финансирование, оно характеризуется более высокой стоимостью капитала. Изменив структуру капитала в пользу более высокого удельного веса долговых обязательств, компании могут добиться более низкой стоимости капитала. Однако необходимо соблюдать осторожность и следить за тем, чтобы краткосрочные заимствования могли быть погашены в срок. Заимствования под более низкие процентные ставки также могут уменьшить стоимость капитала. В дополнение к поиску более низких процентных ставок компании могут проанализировать общую стоимость долговых обязательств. Сюда относится капитал, замороженный на счетах в виде компенсационных остатков, холдинговых счетов, и прочие непродуктивные пути направления использования.



« ||| »







загрузка...

Comments are closed.